На практике сталкивался с договорами, которые действую не то что годами, а даже десятилетиями. Но в связи с изменяющимися хозяйственными и коммерческими обстоятельствами к ним в большом количестве заключаются дополнительные соглашения: о цене, о тех или иных сроках, об ответственности, о порядке исполнения и т.п. Либо это могут быть вообще соглашения о расторжении договоров.
Со временем все сильнее и сильнее нарастает проблема понимания содержания таких договоров, их актуальных условий и даже могут быть сомнения в том, а действуют ли они по-прежнему. Особо эта проблема может усугубляться при отсутствии сквозной нумерации дополнительных соглашений, при смене конкретных работников, сопровождающих исполнение договоров, при наличии у сторон практики изменения договоров в переписке (обмен письмами (п. 2 ст. 434 ГК)).
Если дело дойдет до передачи договора (ст. 392.3 ГК), до поручительства в отношении исполнения обязательств из этого договора и до других случаев «включения»/«втягивания» в отношения из этого договора третьих лиц, то риски незнания ими действительных условий договора еще выше.
Один из вариантов действий по снятию обозначенной проблемы и снижению рисков – повышение (улучшение) культуры составления договоров. Пока могу сформулировать предложение по повышению (улучшению) такой культуры для классического письменного договора на бумажном носителе в виде единого документа:
- Договор подписывается и прошивается (в том числе подписывается на месте сшивки).
- В договоре содержатся следующие условия (они могут быть по-другому сформулированы, здесь передаю их общую логику):
«– Настоящий договор может быть изменен (расторгнут) по воле сторон исключительно заключением дополнительных соглашений к нему в письменной форме путем составления единых документов, подписанных сторонами.
– Дополнительные соглашения к настоящему договору вступают в силу исключительно в случае, если они указаны в реестре дополнительных соглашений.
– Стороны договорились, что настоящий раздел договора не может быть изменен дополнительным соглашением».
- У договора должен быть реестр дополнительных соглашений: разлинованный последний лист (несколько листов) договора, который также вшит в договор. После включения в реестр данных о новом дополнительном соглашении (наименование, дата заключения и т.п.) стороны подписями в реестре свидетельствуют, что такое дополнительное соглашение действительно было заключено. Понятно, что идентичных реестров должно быть несколько: по количеству сторон договора – в экземпляре договора каждой из сторон.
Трудоемко, муторно, но для ОСОБО важных договоров, наверно, имеет смысл что-то подобное вводить в практику. В жизни подобное не встречал: может быть риски возникновения споров оценивают как низкие, а может о будущих дополнительных соглашениях изначально не задумываются.