Налог на домашних животных не является чем-то фантастическим: есть примеры юрисдикций, где его платят. Например, в Нидерландах (Гааге) есть муниципальный налог на домашних собак.
Там изначально установлена обязанность для всех владельцев собак провести их регистрацию. Ее необходимо исполнить в течение 6 недель после приобретения питомца. Конечно, это можно сделать и позже (обязанность не исчезает), однако за нарушение 6-недельного срока придется заплатить штраф. Для упрощения данной процедуры создана возможность провести ее онлайн, но для этого предварительно надо получить паспорт собаки (dog ID). Предположу, что это необходимо делать в ветеринарных службах.
Ставки (евро в год): 1 собака – 128,67 евро, 2 собаки – 330,48 евро, 3 собаки – 586,32 евро. Если у вас больше 3 собак, то придется за каждую дополнительную (после 3) платить по 255,84 евро.
Есть правда льготы (освобождения) по данному налогу. Но действуют они для тех собачников, которые владеют не более чем одним питомцем, имеют низкий уровень дохода и небольшое количество имущества (с точки зрения его стоимости). Ну и еще одним логичным освобождением для данного налога является использование собаки слепыми гражданами в качестве поводыря.
Что же в России? Как известно, налога на домашних животных вообще и налога на собак в частности нет в Российской Федерации. Кроме того, недопустимо его вводить на уровне муниципальных образований, т.к. подобный налог в настоящее время не предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации.
Но в свете последних событий (в информационном поле присутствует тема бродячих собак и при этом активно обсуждается, что одной из причин роста их количества является безответственное отношение к своим питомцам владельцев, которые иногда «выбрасывают» (выгоняют) надоевших собак) не исключено введение системы регистрации домашних животных. Пока говорится о добровольной системе, однако ничто не мешает через некоторое время сделать ее обязательной.
Есть в этом и определенная польза: появятся паспорта животных, куда, среди прочего, можно будет официально вносить данные о породе, о прививках, о владельце и т.п. Если это еще снабдить чипированием, то получится, что каждое животное будет «ходить со своим паспортом». Это очень упростит, например, нахождение владельцев пропавших животных. Также позволит в административном порядке наказывать недобросовестных владельцев, которые избавились от животного, «выгнав его со двора».
Вместе с тем, и это надо признать, появляется технологическая основа для установления и введения налога на домашних животных. Что мы будем иметь: реестр налогоплательщиков (владельцев животных, прошедших регистрацию), размер налоговой базы (количество зарегистрированных животных), даты начала и прекращения налогообложения (соответственно, даты приобретения животного и его продажи либо смерти). Далее все просто, как по транспортному налогу, налоговые органы смогут производить расчет налога на домашних животных и направлять налогоплательщикам уведомления об его уплате.
Осталось только внедрить полноценную регистрацию домашних животных (начать с собак, а потом, наверно, перейти на котов и так далее), внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления возможности муниципальным образованиям устанавливать и вводит такой налог.
Что касается возможности уклонения от налога на домашних животных, то она, безусловно, останется. Например, есть коты и маленькие собаки, которые никогда на улице не появляются. Однако с более или менее крупными собаками и их хозяевами вопрос решится за счет введения административной ответственности за присутствие в общественных местах (парки, улицы и т.п.) с домашним животным, которое не прошло регистрацию. Соответственно, некоторая систематичность рейдов полиции по таким местам и наложение штрафов приведет к тому, что большинство собак пройдут регистрацию.
Открытым остается вопрос: если все таки налогу на домашних животных быть, то какова жадность местных властей, какие ставки они заломят?