Совет Федерации одобрил принятый ранее Государственной Думой в третьем чтении законопроект, предусматривающий создание в России Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Предполагается, что его оператором станет Федеральная налоговая служба Российской Федерации (при этом собственно органы ЗАГС и консульские учреждения ФНС России собой не будет подменять).
Когда все это произойдет, разрозненные регистры актов гражданского состояния (записи о рождении, смерть, браках и т.п.), который ведутся в городах и весях нашей Родины, сольются в единую базу данных. Что это даст?
Во-первых, легче будет обращаться за дубликатами документов, например, в случае утраты/порчи, т.е. не надо будет ехать через всю страну за ними, добираясь непосредственно до того органа, в котором запись была учинена. Во-вторых, будут затруднены различного рода мошенничества, основанные на многоженстве (сейчас, теоретически, возможно заключить несколько браков в разных концах страны, т.к. ЗАГСы информацией друг с другом не обмениваются). В-третьих, можно будет найти свои родственников третьего, четвертого и т.д. колен (кстати, может быть это не всегда и хорошо), да и вообще можно будет проследить родственные связи практически всего населения страны, “перелинковав” всех. И многое другое полезное станет возможным.
Но вот почему этот ресурс “отдают под крыло” налоговой службы? Я думаю, что здесь две причины. Одна из них – налоговики реально преуспели в создании различного рода реестров, баз данных, электронных ресурсов, а в распоряжении у них есть современные и надежные дата-центры. Вторая, и не менее важная причина, – они могут стать одними из основных (сразу после населения) пользователей этого ресурса.
Вот лишь некоторые случаи, когда фискалам могут потребоваться достоверные сведения об актах гражданского состояния:
- установление факта взаимозависимости налогоплательщиков в целях применения законодательства о трансфертном ценообразовании, а также доказывания необоснованности получения налоговой выгоды (например, есть две компании, но не очевидно, что их руководители являются сводными братьями: фамилии разные, отчества разные, – но Единый реестр поможет этот факт установить путем “пары кликов”).
- проверка со стороны налоговых органов, есть или нет у налогоплательщика, обратившегося с декларацией, согласно которой он использует право на имущественный налоговый вычет по НДФЛ, ограничение на такой вычет, установленное п.5 ст.220 НК РФ (нельзя получить имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилья, если жилье было приобретено у взаимозависимого лица, в частности, у близкого родственника).
- проверка, насколько правомерно одариваемый не исчисляет НДФЛ с подарков и не декларирует соответствующий доход, пользуясь льготой, установленной в п.18.1 ст.217 НК РФ (в указанном пункте предусматривается, что если одариваемый и даритель являются членами одной семьи и(или) близкими родственниками, то подарки в виде недвижимости, транспортных средств, долей, акций, паев не являются налогооблагаемым доходом).
Закон должен вступить в силу с 01.01.2017 (вряд ли Президент РФ не подпишет его).
Таким вот незатейливым образом всеобщая и всеохватывающая транспарентность уже и на родственные связи начинает распространяться.
Thanks for shrniag. Always good to find a real expert.