О том, что надо менять законодательство и заставлять «цифровых» гигантов и интернет-компании поменьше платить налоги в юрисдикциях, откуда они получают доходы, говорят давно и не только в России. У нас же, похоже, в этом направлении сделали шаг, правда не за счет обложения доходов таких компаний каким-то прямым налогом, а за счет косвенного налогообложения.
С 01.01.2017 должны вступить в силу изменения в НК РФ, которые позволят облагать НДС услуги в электронной форме, которые российским потребителям реализуют иностранные организации. Соответствующий закон принят Государственной Думой и сейчас отправлен на утверждение в Совет Федерации.
В терминологии НК РФ это будет называться «оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», автоматизированно с использованием информационных технологий» (справедливости ради необходимо сказать, что в связи с реализацией (оказанием) таких услуг исчисляют и уплачивают НДС сейчас и российские организации, правда несколько в другой порядке).
Под обозначенное понятие будет попадать следующее:
- предоставление права на использование программ (в том числе игр),
- предоставление баз данных (в том числе удаленного доступа к ним),
- оказание рекламных услуг в сети «Интернет»,
- предоставление рекламных площадок в сети «Интернет»,
- оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг),
- хранение и обработка информации при условии, что лицо, предоставившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»,
- предоставление доменных имен,
- предоставление хостинга,
- предоставление права на использование электронных книг, музыкальных произведений
- и иные подобные услуги.
Из данного перечня видно, что услуги в электронной форме с точки зрения НК РФ – это не только услуги в их бытовом понимании, но также и контент. Речь в первую очередь идет об электронных книгах, музыке, компьютерных играх и т.п.
Как известно, объектом налогообложения НДС является не просто реализация товаров (работ, услуг), а реализация их именно на территории Российской Федерации. В связи с этим в НК РФ будут внесены уточнения, которые во многих случаях «приземлят» место реализации таких услуг на территорию Российской Федерации. В частности, в принятом законе дополнительно определено, что местом реализации услуг в электронной форме будет признаваться территория Российской Федерации, если местом жительства потребителя услуги является РФ, либо сетевой адрес потребителя зарегистрирован в РФ, либо банк, счет в котором использовался для оплаты таких услуг, находится в РФ и т.п.
Решение проблемы отсутствия какого-либо представительства иностранной организации, реализующей услуги в электронной форме на территории Российской Федерации, лежит в плоскости использования дистанционного «общения» через Интернет. Данные налогоплательщики будут обязаны пройти регистрацию на сайте ФНС России – они получат доступ в Личный кабинет, через который будут сдавать отчетность, получать уведомления и требования, осуществлять прочее взаимодействие с налоговыми органами.
Также появится некоторая специфика в налоговом администрировании, которая обусловлена опять же тем, что все общение будет происходить в электронной форме, а с самим налогоплательщиком затруднительно общаться непосредственно, поскольку он, по сути, находится за пределами территории «доступной для таких юрисдикционных органов, как суд, служба судебных приставов-исполнителей» и у него, возможно, нет банковских счетов в российских банках. В связи с этим определены жесткие правила по постановке и снятию с учета в российском налоговом органе в связи с исполнением обязанностей по исчислению и уплате НДС. Значительные нарушения в сроках предоставления отчетности, ответов на требования и пр. могут послужить основанием для снятия с такого учета и, по сути, закрытия доступа к рынку (может доступ и останется в каком-то виде, но сама организация окажется уже вне «рамок правового поля» и к ней могут быть применены различного рода ограничительные меры).
Сумма налога, подлежащая уплате, будет определяться по расчетной ставке 15,25% от налоговой базы, которой будет признаваться стоимость реализованных электронных услуг.
В связи с введением обозначенного режима налогообложения, на мой взгляд, в краткосрочной перспективе стоит ожидать некоторого роста доходов федерального бюджета, но при этом также и увеличения цен на соответствующие электронные услуги, что, возможно, не обрадует потребителей.
Будем также надеяться, что данная локальная реформа НДС поможет отечественным интернет-компаниям в продвижении своих услуг на внутреннем рынке, поскольку будет ликвидировано неравенство, которое наблюдается сейчас, когда они исчисляют и платят НДС, а “иностранцы” обходят российский бюджет стороной.