Напомню суть вопроса. В настоящее время страховые взносы в ФСС, ФОМС (ТФОМС) и ПФР для организаций и предпринимателей, использующих наемный труд, начисляются на сумму выплат работникам (по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг). При этом, как только накопительным итогом сумма выплат конкретному работнику в течение года достигает размера 568 тыс. руб. (2013 год), на дальнейшие выплаты страховые взносы начисляются по тарифу 10%, а не 30%.
Теперь же, согласно заявлению министра финансов России, озвученному на заседании Совета Федерации (26.06.2013), планируется поднять обозначенную планку с 568 тыс. руб. до 1 млн. руб.
Получится, что за работников, у которых, скажем, зарплата составляет 80 тыс. рублей в месяц, работодатель во внебюджетные фонды должен будет заплатить, как минимум, 300 тыс. рублей в год. Большая часть из этой суммы попадет в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Помимо роста фискальной нагрузки на реальный сектор экономики у данной меры есть и этический аспект. С одной стороны, за работников с высокой заработной платой будут уплачиваться повышенные, имеющие существенный характер страховые взносы на пенсионное страхование. С другой стороны, государство не берет на себя обязательства по выплате таким лицам повышенной пенсии. Если правила расчета размера пенсии не поменяются, то таким работникам насчитают пенсию практически такую же, как и тем, за кого страховые взносы уплачивались в разы, а то и на порядки в меньших размерах.
Этот фактор может многих освободить от каких-либо нравственных сомнений и рассуждений при решении вопроса, уклоняться или не уклоняться от уплаты страховых взносов…