Налоговый кодекс РФ регулярно критикуют за ту юридическую технику, которая использована в нем. Хочу добавить «свои пять копеек» к этому вопросу.
Представьте, что надо решить такой вопрос: российская организация А реализует товар российской организации Б в режиме экспорта (т.е. товар будет вывезен из Российской Федерации в какую-то вторую страну, где находится обособленное подразделение организации Б), есть ли в такой ситуации у организации А право на данную реализацию начислять налог на добавленную стоимость по ставке 0 процентов?
Есть вопрос – открываем Кодекс, смотрим пп.1 п.1 ст.164 НК РФ и видим, что там написано следующее: «Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии предоставления в налоговые органы определенных документов, предусмотренных Кодексом». Если читать буквально, то для интересующей нас ставки необходимы: (#1) реализация, (#2) вывоз за пределы РФ в определенном таможенном режиме, (#3) надлежащее документальное оформление.
Но когда начинаешь внимательнее разбираться с документальным оформлением (ст.165 НК РФ), то понимаешь, что законодатель, устанавливая перечень необходимых документов, заодно ввел дополнительные условия для применения ставки 0 процентов. Так, в пп.1 п.1 ст.165 НК РФ устанавливается, что необходимо предоставить не просто контракт (договор) на поставку товара за пределы таможенной территории, а контракт (договор), заключенный с иностранным лицом.
В таком контексте условие, обозначенное нами под #1, уже читается не «реализация», а «реализация иностранному лицу». Так почем сразу так не написать в ст.164 НК РФ, зачем этот «пенек» прятать в перечне документов, который (перечень), собственно говоря, имеет не материально-правовое назначение, а процедурное или даже техническое – установить порядок подтверждения права на ставку 0 процентов, а не установить условия возникновения этого права?