Статья 10 Конституции РФ устанавливает принцип разделения властей. В частности, в ней написано: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Вместе с тем иногда практика наших властей и особенности правового регулирования тех или иных сфер заставляют усомниться в действенности этой конституционной аксиомы.
Примером может послужить новость, которая активная обсуждалась на этой неделе – “Президент РФ повысил зарплату депутатам Госдумы“. Дело в том, что их денежное содержание увязано с вознаграждением за труд федеральных министров, а они в свою очередь в данном вопросе зависимы от Президента РФ. Но согласитесь, такой механизм определения размера зарплаты народных избранников, осуществляющих законодательную власть, не очень хорошо вяжется с принципом разделения властей, в соответствии с которым они должны быть независимы от исполнительной власти.
Грубо говоря, установив правило, согласно которому Президент РФ определяет размер вознаграждения депутатов Госдумы, осуществляется де-факто превращение законодательного органа в один из отделов (департаментов) Администрации Президента РФ: хорошие законы – подкинем деньжат, плохие законы – закроем кормушку.
А как у них, у “загнивающих” буржуев?
Для примера, я посмотрел практику этого денежного вопроса в США (мы часто либо ставим себе эту страну в пример, либо противопоставляем себя ей). Итак, в США размер вознаграждения членам Палаты Представителей и сенаторам (вместе – конгрессменам) устанавливается законом, которые они сами и принимают, а выплата осуществляется казначейством из федерального бюджета. Это прямо установлено в разделе 6 статьи 1 Конституции США: “The Senators and Representatives shall receive a Compensation for their Services, to be ascertained by Law, and paid out of the Treasury of the United States”.
Однако такой порядок создает явные предпосылки для злоупотреблений – депутаты могут, собственного говоря, ничего не делая, повышать и повышать себе денежное довольствие. Своеобразным предохранителем от такого развития событий стала 27-я поправка к Конституции США, согласно которой закон, увеличивающий зарплату представителей и сенаторов, вступает в силу только после избрания нового состава представительных органов: “No law, varying the compensation for the services of the Senators and Representatives, shall take effect, until an election of representatives shall have intervened”.