Российский бизнес (а также бизнес в некоторых иностранных государствах) явление специфическое – как признают многие эксперты его невозможно вести не прибегая к “маленьким хитростям” в виде взяток и коммерческого подкупа. Если не будешь использовать эти инструменты, то во-первых, будешь выглядеть “белой вороной”, а во-вторых, как же тогда будет передана чиновничья рента ее выгодоприобретателям?
В такой ситуации вполне разумным с экономической точки зрения выглядит отнесение этой дани на себестоимость продукции, а также на расходы в налоговом учете по налогу на прибыль. Однако не тут то было – Минфин РФ нанес упреждающий удар и разъяснил, что отнести взятки и суммы коммерческого подкупа на расходы в налоговом учете не позволяет налоговое законодательств. Правда, судя по заголовку, минфиновцы разъясняли ситуацию со взятками должностным лицам иностранных государств, однако, на мой взгляд, это, к сожалению, применимо и ко взяткам отечественным взяткополучателям.
Чтобы было понятнее процитирую упомянутое минфиновское разъяснение:
Об учете для целей налогообложения сумм взяток должностным лицам иностранных государств
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Следовательно, регулирование налогообложения в Российской Федерации основывается на признании того, что налогоплательщики осуществляют деятельность и расходы, не противоречащие законодательству.
Пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Кроме того, 13.02.2012 вступил в силу Федеральный закон от 01.02.2012 № 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок», а соответствующая Конвенция вступила в силу для России 17.04.2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если расходы соответствуют критериям, установленным статьей 252 НК РФ, а именно, обоснованы и документально подтверждены, то они могут учитываться в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций.
Запреты (ограничения) на совершение определенных действий, установленные законодательством, являются обязательными, в том числе и для целей налогообложения.
Затраты, понесенные при совершении правонарушений (в том числе дача взятки, коммерческий подкуп), для целей налогообложения не признаются.