На прошлой неделе (08.02.2012) Государственная Дума России приняла в первом чтении закон о внесении изменений в АПК РФ и НК РФ в части совершенствования упрощенного производства по некоторым делам в арбитражных судах. В целом с законопроектом можно ознакомиться, например, на сайте Высшего арбитражного суда РФ.
В пояснительной записке к законопроекту причина необходимости введения нового упрощенного производства в арбитражных судах обозначена следующим образом:
Большое количество дел, рассматриваемых арбитражными судами, характеризуется незначительностью суммы требований, отсутствием спора и (или) являются простыми с точки зрения правового содержания. Такие дела сейчас рассматриваются в большинстве случаев в соответствии с общими правилами искового производства и правилами административного производства. Эти правила не оправданы для данной категории дел, поскольку предполагают достаточно долгую и громоздкую процедуру, заставляют участников судебного разбирательства нести зачастую колоссальные расходы.
Предлагаемый законопроект направлен на совершенствование института упрощенного производства путем расширения круга дел, рассматриваемых в названном порядке, а также изменения процедуры рассмотрения таких дел в целях ее ускорения, повышения ее доступности и востребованности у лиц, обращающихся в арбитражные суды.
Итак, что появится нового, если закон об упрощенном производстве будет принят в том виде, в котором он прошел первое чтение:
1. Будет определена категория дел, которые могут быть рассмотрены в данном порядке (это дела, цена иска по которым не превышает установленных законом пределов (300 000 руб. – для юридических лиц, 100 000 руб. – для предпринимателей), а также дела вне зависимости от цены иска, требования по которым подтверждаются представленными истцом документами, но не оспариваются ответчиком.
2. Будет установлен срок для предоставления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений, а также обоснование позиций сторон (при этом данные документы не должны содержать ссылок на доказательства, которые не были раскрыты в отведенный для этого срок).
3. В сети Интернет (на сайте арбитражного суда) по каждому делу будут создаваться закрытые разделы с доступом только для лиц, участвующих в деле, в который будут выкладываться не только документы, исходящие от суда, но также документы, поступившие от сторон. Расходы по сканированию и размещению данных документов в Сети будут возложены на стороны (сейчас предполагается, что это будет 10 рублей за страницу).
4. Дело будет рассматриваться без вызова сторон в течение двух месяцев.
5. Решения по таким делам будет подлежать немедленному исполнению.
6. На подачу апелляционной жалобы будет отведено только 10 дней.
7. В апелляции жалоба на решение, принятое по делу в порядке упрощенного производства, будет рассматриваться не коллегиально, а одним судьей. При этом стороны будут лишены права представлять дополнительные доказательства.
Есть еще некоторые специфические моменты, касающиеся упрощенного производства, – за ними лучше обратиться непосредственно к тексту законопроекта.
Примечательно, что ВАС РФ, предлагая новую процедуру упрощенного производства, указывает, что в целом она соответствует стандартам, утвержденным Директивой Европейского союза о процедуре рассмотрения малых исков (действует с 01.01.2009). То есть Россия, не являясь членом ЕС, равняется на правовое регулирование, действующее там. Сошлюсь на Regulation (EC) No 861/2007 of the European Parliament and of the Council of 11 July 2007 establishing a European Small Claims Procedure, поскольку думаю, что ВАС РФ имеет в виду этот документ, когда говорит о европейской процедуре рассмотрения малых исков.
Теоретически, если процедура принятия данного закона не будет тормозиться, то уже осенью 2012 года мы сможет опробовать вводимое упрощенное производство.