Экспертное сообщество, работающее над стратегией социально-экономического развития страны до 2020 года, опубликовало доклад “Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика“, который, помимо прочего, содержит в себе и некоторые предложения по налоговой политике.
Специалисты компании Пепеляев Групп, переработав этот более чем 800 страничный документ, сделали из него “выжимку” тезисов по налоговой тематике. Предлагаю читателям Юридического блога ознакомиться с ней, чтобы понять, что стоит ожидать в ближайшем будущем:
1. Налогообложение нефтяного сектора:
а) дифференциация ставки НДПИ для отдельных регионов и категорий месторождений, которые характеризуются повышенными затратами на разработку;
б) введение налога на дополнительный доход при сохранении НДПИ с понижающим коэффициентом 0,2 для новых месторождений;
в) поэтапное снижение и отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
2. Налогообложение газового сектора:
а) индексация ставки НДПИ на газ в соответствии с ростом цены на газ на внутреннем рынке;
б) введение специальной формулы для обеспечения прогрессивности ставки НДПИ на газ;
в) дифференциация ставки НДПИ на газ в зависимости от условий добычи газа;
г) в среднесрочной перспективе может быть введен налог на углерод, который целесообразно начислять на тонну производимого топлива, применяя расчетные коэффициенты выбросов СО2. Эти коэффициенты зависят от типа и класса топлива. Плательщиками налога будут организации, добывающие и реализующие ископаемое топливо.
3. Налоги на потребление:
а) переход к единой ставке НДС на уровне его текущей базовой ставки (18%);
б) увеличение ставок акцизов на табак и алкоголь путем их индексации темпом, позволяющим приблизить величину акциза по данным категориям товаров к среднеевропейскому уровню.
4. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование:
а) сохранение или уменьшение тарифов в рассматриваемом периоде; изменение тарифов страховых взносов до 22-20%.
б) возврат к ЕСН и передача администрирования соответствующих платежей налоговым органам.
5. НДФЛ:
а) увеличение необлагаемого минимума до уровня, сопоставимого с прожиточным минимумом, при сохранении плоской шкалы налога.
6. Налоги на имущество (недвижимость):
а) переход к налогообложению имущества физических лиц на основе оценки его рыночной стоимости (массовой оценки);
б) переход к налогообложению недвижимого имущества организаций на основе его кадастровой оценки.
7. Оптимизация налоговых льгот и освобождений:
а) регулярное проведение анализа установленных налоговых льгот, оценка эффективности их действия, по результатам – принятие решения об их продлении или отмене;
б) отказ от практики предоставления налоговых льгот без всесторонней оценки их влияния; согласование введения налоговых льгот с бюджетными проектировками, основанными на пессимистическом макроэкономическом прогнозе;
в) введение в бюджетный процесс этапа оценки налоговых расходов бюджета.
8. Налогообложение малого бизнеса:
а) переход к налогу на реальные денежные потоки;
б) учет аффилированности налогоплательщиков при расчете пороговых значений вхождения в специальный режим;
в) вмененное налогообложение – исключительно для микропредприятий (до 5 наемных работников), оказывающих услуги населению.
9. Налоговое администрирование:
а) дальнейшая информатизация процессов (переход к выборочному налоговому контролю на основе системы оценки рисков, бесконтактные методы работы);
б) повышение степени определенности налогового законодательства, обеспечение по возможности единообразного толкования спорных вопросов;
в) разграничение законного уменьшения налоговых платежей и избежания налогообложения через закрепление в налоговом законодательстве доктрины «деловой цели»;
в) введение в налоговое законодательство/корректировка специальных методов расчета налоговой базы: противодействия недостаточной капитализации, правил бенефициарного владения и контролируемых иностранных компаний, определения налогового резидентства корпораций;
г) кодифицирование обязательных платежей, по сути, имеющих налоговый характер.