Во время рассмотрения, а также после принятия и подписания Президентом так называемого “Антимагнитского закона” (Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации”) было много высказываний (публикаций и выступлений) по поводу низкого качества его юридической техники, а также противоречий с действующим законодательством и международными актам. Чтобы убедиться в правдивости или ложности этих высказываний, решил обратиться к его тексту.
Что хочу сказать, действительно “слеплен” нормативный акт топорно. Я не готов анализировать все его нормы, но вот этот пассаж хочу отметить (ч.2 ст.2 указанного закона):
2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:
1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;
2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;
3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Во-первых, не понятны процедуры (их просто нет), в которых будет “даваться отмашка”, что деятельность того или иного юридического лица приостановлена, то же самое касается и приостановки членства в совете директоров. Обязан ли совет директоров частной корпорации собраться на заседание по требованию какого-либо государственного органа и принять решения о том, что у одного из его членов приостановлены полномочия?
Во-вторых, что значит “находящееся под контролем юридическое лицо”? Если одна голосующая акция из тысячи принадлежит гражданину США, состоящему в списке “Антимагнитского закона”, то это означает, что юридическое лицо “под контролем”? А если гражданин США и списка “Антимагнитского закона” приходится дальним родственником генеральному директору корпорации и часто с ним общается – это “под контролем”?
Пока эти нормы (касающиеся корпоративных вопросов), на мой взгляд, выглядят как мертвые. Само по себе это не так уж и страшно, если не учитывать, что таким образом наш Президент и Государственная Дума вместе с Советом Федерации демонстрируют правовой нигилизм, поскольку плодят низкокачественные нормативные акты. Однако опасение вызывает то, что ведь могут найтись такие чиновники (сотрудники правоохранительных органов), которые начнут терроризировать частные компании по тому мотиву, что их деятельность каким-либо образом соприкасается с гражданами США, состоящими в списке “Антимагнитского закона”.