То, что судебные приставы-исполнители все активнее и активнее используют Интернет (поисковые машины, социальные сети, блоги и т.п.) известно давно. Но создавалось ощущение, что это все инициатива на местах и, в какой-то степени, самодеятельность.
Однако теперь ФССП РФ решила упорядочить эту деятельность. В этих целях утверждены Методические рекомендации по использованию сети Интернет в целях поиска информации о должниках и их имуществе (последняя на сегодняшний день редакция данных рекомендаций действует с учетом Письма ФССП РФ от 16.03.2011 N 12/02-5588-АП).
Для понимания методов, приемов и приемчиков, используемых приставами-исполнителями в поиске нерадивых должников и их имущества, приведу ту часть названных методических рекомендации, которая касается собственно тактических приемов:
2. Методы обнаружения должников и их имущества
2.1. Большая часть информации, размещенной в сети Интернет, является общедоступной. Для того, чтобы найти в Интернете необходимую информацию, требуется знать либо адрес ее местоположения (адрес интернет-страницы, файла и др.), либо пользователя Интернета, который может предоставить информацию.
Поиск информации в Интернете производится совместно со стандартными способами установления местонахождения должников и их имущества.
При поиске информации следует использовать как линейные методы поиска, предназначенные для обнаружения в текстах фрагментов, аналогичных заданному, так и связанные, требующие указания в запросе информации о связи между теми или иными объектами поиска.
2.2. Объектами поиска в целях исполнения требований исполнительных документов являются должники-граждане и должники-организации.
Первоначальный поиск сведений о должниках следует осуществлять:
– в поисковых системах (например, yandex.ru, google.ru, bing.com, yahoo.com, rambler.ru, metabot.ru, search.com);
– в каталогах (например, yaca.yandex.ru, list.mail.ru, vsego.ru);
– на сайтах социальных сетей необходимая информация содержится не только на персональных страницах граждан, но и на Интернет-страницах социальных сетей, объединяющих пользователей – работников организаций в группы (например, odnoklassniki.ru, vkontakte.ru, facebook.com, linkedin.com и др.);
– в блогах, которые могут быть личными, групповыми/корпоративными, общественными, тематическими или общими (например, livejournal.com, my.ya.ru, twitter.com, li.ru, blogs.mail.ru, diary.ru);
– в базах данных адресов и телефонов (например, 09service.com, nomer.org, lookup.com);
– на электронных досках объявлений о покупке/продаже имущества;
– в открытых базах данных государственных и коммерческих организаций;
– на сайтах новостей, где содержится информация о фамилиях граждан и наименованиях организаций, участвующих в событиях.
2.3. При поиске информации о должнике-организации следует использовать не только стандартные характеристики (наименование, адрес регистрации и др.), но и сведения о должностных лицах и сотрудниках данной организации.
Изучение содержимого Интернет-страниц позволяет установить местонахождение как должника, так и его имущества путем анализа информации о роде деятельности, месте нахождения, клиентах, партнерах и т.д.
2.4. Анализ контактов (родственники, коллеги, партнеры, друзья), фотографий (места фотографирования, окружающий интерьер, комментарии к фотографиям), представленных должниками-гражданами на Интернет-страницах, позволяет установить как имущество должника, так и его местонахождение.
2.5. Направление запросов интернет-провайдерам также позволяет установить сведения о должниках и их имуществе. Наличие договора о предоставлении доступа в сеть Интернет позволяет через IP-адрес установить месторасположение компьютера, используемого должником для выхода в сеть Интернет, а также позволяет установить наличие у должника имущественных прав.