Серьезные консалтинговые компании, настроенные на долгосрочное присутствие на рынке, на расширение бизнеса, большое внимание уделяют своем имиджу, клиентоориентированности. Для них становится аксиомой необходимость четкого исполнения заключенного с клиентом договора консультационных услуг, необходимость максимального учета интересов клиента, а качество услуг имеет приоритетное значение.
Одновременно на рынке присутствует множество мелких «компашек», первейшая задача которых – заполучить клиента, а если быть точнее, то заполучить деньги клиента. После этого они теряют всякий интерес к его проблемам и занимаются поиском нового заказчика своих «услуг». Правда, такие «компашки» сталкиваются с риском получить иск от заказчика и распрощаться с гонораром…
Однако не все так страшно! Формируется обнадеживающая арбитражная практика в части заключения и исполнения договора консультационных услуг!
Посмотрим, на каких условиях необходимо консалтинговой компании заключать договор и как необходимо строить свою позицию в суде, чтобы исключить какие-либо претензии клиента (на примере Постановления ФАС УО от 23.11.2009 № Ф09-9108/09-С2 – доступно в справочно-правовой системе Консультант Плюс).
Фабула дела (по тексту Постановления):
Между истцом и ответчиком заключен договор на оказание консультационных и информационных услуг экономико-правового характера, по условиям которого исполнитель обязуется оказать заказчику консультационные и информационные услуги экономико-правового характера по выполнению экспертного заключения по вопросам, касающимся финансово-хозяйственной деятельности заказчика.
На основании договора услуги оказываются заказчику путем устного и письменного консультирования, обработки первичной документации, составления заключения по вопросам, касающимся предмета данного договора, предоставления необходимой информации.
Согласно договору начало выполнения работ определяется моментом вступления указанного договора в силу, окончание работ по консультированию – 10 дней с начала выполнения работ.
Указанным договором, установлено, что заказчик производит оплату по нему в безналичном порядке платежным поручением на расчетный счет исполнителя в течение 3 дней с момента подписания договора.
Истцом оплата произведена, что подтверждается платежным поручением. Вместе с тем, заключение исполнителя было направлено по факсу в офис истца. Истец, посчитав, что указанное заключение не соответствует требованиям к форме и содержанию, подписано неуполномоченным лицом и выполнено с просрочкой исполнения договора в одностороннем порядке отказался от исполнения договора.
Позиция суда по проблеме с формой заключения, о выдаче которого договорились заказчик и исполнитель, а также по проблеме со способом передачи заключения (по тексту Постановления):
…требования к форме заключения по вопросам, касающимся финансово-хозяйственной деятельности заказчика, а также к способу передачи данного заключения исполнителем заказчику в спорном договоре не установлены, следовательно, указанное заключение может быть составлено в любой форме, не противоречащей закону, и представлено истцу любым способом.
Позиция суда по проблеме с полномочиями лица, подписавшего от имени исполнителя заключение (по тексту Постановления):
…заключение подписано работниками ответчика, являющимися экспертами в определенной сфере деятельности, что соответствует сложившейся деловой практике. Следовательно, основания считать лицо, подписавшее заключение, неуполномоченным лицом, отсутствуют.
Ремарка: если нужны по данному делу подробности – можете посмотреть Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2009 по делу № А60-9314/2009-С11, а также Постановление 17-го Апелляционного арбитражного суда по этому же делу.
На таких правовых позициях окружного арбитражного суда можно сформировать следующую тактику для консалтинговой компании:
1. В договоре консультационных услуг необходимо предусмотреть аванс (желательно 100%).
2. Конкретизация формы и порядка оказания услуг в договоре должна быть минимальной.
3. У вас в штате должен быть человек, у которого есть корочка с надписью «эксперт».
4. После получения аванса вы выжидаете некоторое время, затем готовите документ с названием «заключение» (содержание существенного значения не имеет), этот документ подписывает ваш штатный «эксперт». Далее все это вы отправляете по факсу, а еще лучше в отсканированном варианте по электронной почте с запросом уведомления о прочтении. Все!
Если все это будете соблюдать, то никакой заказчик к вам претензий предъявить не сможет. Даже не задумывайтесь о подписании с клиентом акта оказанных консультационных услуг, подтверждающего отсутствие претензий, – технология «обкатана» в суде, а значит гарантированная!
Что-то я не понял )))
Это рекомендация для мелких «компашек» )))
Да не столько рекомендация, сколько иллюстрация того, как одна компания продавила практику, когда ее безответственность перед клиентом возвелась в закон. Ну и, соответственно, открылась дорога для безответственности и других компаний (мелких и не очень).
Сейчас все даже самые маленькие консалтинговые компании очень серьёзно относятся к имиджу и работа без договора, а как следствие и без юридическо-правовой формы просто не возможна.
маркетолог, ну в данном случае срботали по договорчику на парочке страничек: получили деньги, клиенту дали мулькину грамоту и все нормально!