Вице-премьер Сергей Иванов заявил, что Правительство РФ рассматривает возможность отмены с 2011 года транспортного налога.
Речь идет не о том, что владельцы транспортных средств не будут никаким образом дополнительно участвовать рублем в финансировании публичных расходов, а речь идет об изменении способа, которым эти деньги будут взиматься.
Дело в том, что одновременно с отменой транспортного налога авторы реформы намереваются увеличить акцизы на нефтепродукты. Предполагается, что дополнительные доходы, которые будут собраны за счет такого увеличения акцизов, будут поступать в дорожный фонд, создаваемый с 01 января следующего года для финансирования дорожного строительства.
На мой взгляд, такая реформа имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Но положительных моментов, очевидно, больше. Наверно именно поэтому подобный способ налогообложения владельцев транспортных средств и формирования фондов для дорожного строительства лежит в русле общемировой практики.
Положительные моменты:
1. В отличие от транспортного налога акциз будет уплачиваться в зависимости от количества потребленного топлива, что будет создавать ситуацию более справедливого распределения фискальной нагрузки: кто больше ездит, кто больше участвует в эксплуатации дорог, кто выбрасывает больше продуктов отработки топлива, тот и налогов больше платит.
2. Сокращается объем работы для налоговых органов: акцизы уже и сейчас собираются, а их повышение не вызовет необходимости увеличения штатов, но при этом появляется возможность либо сократить, либо перевести на другие участки работы сотрудников, занимавшихся администрированием транспортного налога.
3. Акцизы, по сравнению с транспортным налогом, характеризуются большим уровнем собираемости, поэтому есть надежда, что пополняемость фондов публичных финансов улучшится.
4. Предприятиям надо будет на одну декларацию меньше сдавать, а граждане освободятся от необходимости с требованием об уплате транспортного налога появляться в банковских учреждениях.
Отрицательные моменты:
1. Очередной раз “подрезается” финансовая основа (база) регионов и сокращаются их полномочия и возможности по ее формированию: акцизы, в отличие от транспортного налога, – федеральный налог, т.е. его ставки полностью зависят от Российской Федерации, а налоговые доходы, получаемые от его сбора, судя по заявлению вице-премьера, будут поступать в дорожный фонд, а не в бюджеты субъектов РФ.
2. Исчезнет возможность предоставлять льготы финансово незащищенным категориям населения: сейчас некоторые граждане плятят транспортный налог по пониженным ставкам. В будущем, очевидно, пониженных цен на бензин и солярку для них установлено не будет.
Ну и остается непонятным вопрос, касающийся того, как будет распределяться планируемый к созданию дорожный фонд между регионами. Не получится ли так, что он будет “пилиться” между столичными чиновниками и подрядчиками, а за счет того, что останется, будут строиться дороги вокруг Москвы, но при этом в дорожный фонд будут “скидываться” автомобилисты всей России неопсредственно, а остальные жители России – опосредованно черз цену товаров, работ и услуг, в себестоимости которых есть транспортная (топливаная) составляющая?..
Правительственные эксперты, которые готовят так называемую стратегию-2020 предлагают через десять лет отказаться от строительства платных автомобильных дорог, а все ныне существующие транспортные сборы заменить единым налогом.