В классическом понимании аутсорсинг бухгалтерских услуг подразумевает такое построение деятельности предприятия, когда функции организации, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности предприятия выносятся за пределы компании и делегируются абсолютно независимому юридическому лицу. Внешняя компания включается в бизнес-процесс заказчика, как целостное подразделение, оставаясь самостоятельным, как организационно, так и юридически. Этим аутсорсинг отличается бухгалтерских услуг, оказываемых сторонними организациями или частными лицами. При аутсорсинге финансовые функции выполняются ежедневно. Кроме того, зачастую происходит передача не только определенных функций, но и управление ими.
Оказание бухгалтерских услуг носит эпизодический характер в то время, как аутсорсинг бухгалтерии претендует на перестройку бизнес-процессов компании, поскольку основная составляющая его успеха – отлаженный процесс взаимодействия и документооборота между заказчиком и аутсорсером.
В классическом виде аутсорсинг встречается в России достаточно редко. Этому препятствует объективные причины в виде отсутствия законодательной и нормативной базы, так и субъективные – излишняя «подозрительность» руководителей, которые не готовы раскрыть всю финансовую информацию посторонней организации. Кроме того, бухгалтерский аутсорсинг предполагает высокий уровень знаний в области управления. Необходимо уметь четко определять цели, процедуры, выдвигать однозначные критерии оценки результатов деятельности, ставить понятные задания и границы ответственности. Все эти моменты необходимо зафиксировать в договоре с аутсорсером. К сожалении, к этому готовы не все менеджеры.
На сегодняшний момент под аутсорсингом, как правило, подразумевают предоставление отдельных бухгалтерских услуг, от ведения некоторых участков до полного бухгалтерского сопровождения, подготовка и предоставление в налоговые службы и другие организации отчетности, восстановление бухучета, оказание консультационной помощи.
Как бы не назывался процесс, он имеет целый ряд неоспоримых преимуществ:
- значительно сокращает расходы на содержание персонала и организацию рабочих мест;
- увеличивается качество ведения бухгалтерского учета;
- снижается риск ошибок и следующих за ними финансовых санкций;
- оптимизируется налогообложение;
- предприятие получает неограниченный доступ к консультациям по всем вопросам, связанным с бухгалтерским учетом.