Немного запоздало, но все таки я добрался до Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В рунете этот документ обсудили вдоль и поперек. Высказываний в его (послания) адрес со стороны политиков и журналистов появилось бесчисленное множество. Свою лепту хочу внести и я – не оставаться же от большого дела в стороне.
Безусловно, предложение Президента по сокращению часовых поясов «архиважно» и своевременно – без этого нам ну никак не построить гражданское общество и не поднять экономику, но я оставлю его в стороне, а обращусь к более тривиальным вещам – высказываниям и предложениям, посвященным налоговой и бюджетной политике Российской Федерации.
Итак, цитаты из Послания Президента РФ:
1. Постоянным направлением деятельности исполнительной власти должна стать и оптимизация бюджетных расходов. Правительству необходимо разработать и реализовать комплекс мер по созданию долгосрочных стимулов к повышению качества оказываемых государственных услуг, по обеспечению ответственности за результаты использования бюджетных средств и своей деятельности в целом.
2. Считаю абсолютно недопустимой ситуацию, когда какой-то вид услуг обходится российскому налогоплательщику дороже, чем в передовых странах.
3. Под задачи модернизации должна быть настроена и наша налоговая система, а также законодательство об обязательных страховых взносах.
4. Правительство должно в I квартале следующего года представить законопроекты, предусматривающие создание благоприятных условий для инновационной деятельности, в том числе, но не ограничиваясь, конечно, этим, установление пятилетнего переходного периода в отношении увеличения обязательных взносов на социальное страхование. Нужно при этом чётко определить, кому будут даны такие преференции.
5. Очевидно в целом, что наша налоговая система нуждается в совершенствовании. Дискуссии о том, какие налоги и по каким ставкам должны взиматься в нашей стране, не закрыта. Кризис, конечно, затруднил принятие решений по снижению налоговой нагрузки. Но к этим вопросам надо будет в ближайшее время вернуться, и мы обязательно это сделаем.
6. …будет введён институт социально ориентированных некоммерческих организаций. Те, кто получит соответствующий статус, смогут рассчитывать на прямую поддержку государства. Органы власти смогут оказывать таким некоммерческим организациям финансовую, информационную и консультационную помощь. Но не только это. Предоставлять им, что не менее важно, налоговые льготы, размещать у них государственные и муниципальные заказы. Будут вправе передавать таким некоммерческим организациям имущество для использования в их деятельности.
7. Мы намерены освободить от налога материальную помощь, оказываемую благотворительными и некоммерческими организациями детям, которые остались без попечения родителей, а также инвалидам.
8. От налога на добавленную стоимость будут освобождены услуги некоммерческих организаций по уходу за больными, за инвалидами, за престарелыми, социальное обслуживание детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
9. Не будут также облагаться налогом на прибыль гранты на поддержку программ охраны здоровья, развития физкультуры и массового спорта.
10. …не должно быть лазеек, позволяющих прикрываться такой деятельностью (прим. – благотворительной) для неуплаты налогов, это тоже очевидно.
11. Поддерживаю рассматривающийся в Государственной Думе законопроект, направленный на исключение уголовной ответственности для налогоплательщика, если он выполнил свои обязательства перед бюджетом и заплатил соответствующие пени и штрафы. Он не должен подвергаться дополнительным проверкам и со стороны правоохранительных органов.
Думаю, что эти высказывания и тезисы можно разделить на две группы:
I. Общие и абстрактные. Их общий смысл в том, что власти должны продолжить начатую линию, углубить, улучшить и т.п., но ничего конкретного в них нет (может быть мне это только так кажется). Такими я бы посчитал высказывания под номерами: 1-3
II. Конкретные и содержательные. Президент предлагает конкретные вещи и решения. Иногда они носят казуистических характер и, в принципе, могли бы быть предложены и решены без вмешательства Главы государства. Но в большинстве случаев они носят принципиальный характер. К последним я бы, пожалуй, отнес два тезиса:
– утверждение Президента, что существующая в Российской Федерации система налогов несовершенна и, возможно, в ближайшее время нас ждут реформы (п.5).
– публичное поддержание законопроекта, в соответствии с которым уголовная ответственность будет исключена по налоговым преступлениями в случае деятельного раскаяния (выполнение всех обязательств перед бюджетам по налогам, пеням и штрафам) (п.11). На мой взгляд, очень спорное предложение. Во-первых, сомнительна справедливость такого освобождения от ответственности (тогда надо и воров освобождать от ответственности, если они награбленное вернут и извинятся). А во-вторых, такой закон, если будет принят , превратит милицию (ее подразделение, занимающееся налоговыми преступлениями) в “дубинку”, которой государство будет выбивать из бизнеса деньги в доход государства: возбуждается уголовное дело -> испуганный предприниматель платит налоги, штрафы и пени, даже не пытаясь спорить и не разбираясь в их справедливости и законности -> уголовное дело прекращается в связи с деятельным раскаянием.
P.S. По теме, но немного в сторону: по моим наблюдениям, возрождается традиция цитирования речей первых лиц государства (раньше – генеральных секретарей, а теперь – президента и премьера) в исследовательских работах (дипломных работах, диссертациях и т.п.).
Наверно, по мнению авторов этих работ “высокая” цитата придает вес научным выводам, а может быть таким нехитрым способом люди надеются избежать излишней критики со стороны оппонентов и показать актуальность работы текущему моменту.
При наличии такой практики изложенные выше цитаты могут быть полезны студентам и аспирантам экономических и юридических специальностей – берите и цитируйте. Успехов в творчестве!
Евгений, не задаваясь целью Вам возражать, я бы отметила то, что мне лично бросилось в глаза в “спаслании”: ДАМ решительно и публично отмежевывается от ВВП. Он призывает считать практически весь “вчерашний” политический курс…. ну, не то, чтобы ошибочным, но исчерпавшим себя, что ли. “Мы пойдем другим путем”.
“Необходимость перемен стала особенно очевидной в последние месяцы. Глобальный финансовый кризис ударил по всем, но в России экономический спад оказался более глубоким, чем в большинстве стран. Однако не стоит искать виновных только вовне.”
“Мы обязаны извлечь уроки из событий прошедшего периода. Ведь пока росли цены на нефть, у многих, что там скрывать, почти у всех были иллюзии, будто структурные реформы еще могут подождать и сейчас нужно воспользоваться теми ценами, которые сложились. В основном предпочтение было отдано форсированию роста старой, сырьевой экономики, а для формирования новой, создающей уникальные технологии и инновационные продукты, были приняты лишь отдельные и несистемные решения.”
Ну и так далее
Что дальше – очередной передел сфер влияния, перестановки в верхах, показательные посадки (это у нас было модно при любой власти)?
Ну по посланию об отмежевывании от Путина сказать трудно – надо анализировать и другое поведение и высказывания нынешнего Президента.
Наверно, задачу проводить анлиз в этом направлении должны ставить перед собой политологи, а не юристы.
Я же решил на этот раз ограничиться только финансово-правовыми вопросами.
Но, тем не менее, спасибо за замечания.
президент очень много говорит, но очень мало делает. В последнее время резко увеличились размер госпошлин, сборов.
Olga,
а Вы считаете, что повышать не надо было?
Они и так без индексации уже годы продержались.