На страницах блога я уже неоднократно упоминал о предстоящей отмене лицензирования аудиторской деятельности: сначала это хотели сделать с 01 июля 2008 года, потом все перенесли на 01 января 2009 года… Но в обоих случаях все эти переносы не решали два важных вопроса:
1. Как будет осуществляться саморегулирование аудиторской деятельности;
2. Как будет осуществляться переход с лицензирования на саморегулирование (не устанавливались переходные положения).
Многие из этих вопросов нашли свое решение в новом законе «Об аудиторской деятельности» (№ 307-ФЗ от 30.12.2008г.).
В этом посте я приведу небольшой обзор положений нового закона об аудиторской деятельности, касающихся каждого из блоков вопросов, обозначенных выше.
Саморегулирование аудиторской деятельности:
– Все аудиторские организации и аудиторы должны быть членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов;
– Помимо федеральных стандартов аудиторской деятельности должны действовать стандарты саморегулируемой организации аудиторов, обязательные для членов этой организации;
– Будет действовать кодекс профессиональной этики аудиторов, в который саморегулируемые организации вправе будут включить дополнительные требования;
– Будет существовать внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуального аудитора. При этом его будет проводить в том числе и сама саморегулируемая организация силами своих членов, т.е., грубо говоря, аудиторы будут проверять друг друга;
– Поданная в саморегулируемую организацию жалоба на ее члена может стать основанием для проведения внеплановой проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора;
– При уполномоченном федеральном государственном органе регулирования аудиторской деятельности будет создан совет по аудиторской деятельности, в который войдут также и представители саморегулируемых организаций;
– Саморегулируемым организациям предоставлено право применять меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов, допустивших нарушение требований ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (от предписания и штрафа, до исключения из членов саморегулируемой организации).
Переход с лицензирования аудиторской деятельности на саморегулирование:
– Аудиторским организациям и аудиторам дали срок до 01.01.2010г. на вступление в саморегулируемые организации и на приведение своих учредительных документов в соответствие с новым законом;
– Если у аудиторской организации или аудитора истекает срок действия лицензии в период с 01.01.2009г. по 01.01.2010г., то они вправе осуществлять аудиторскую деятельность без переоформления лицензии до 01.01.2010г.;
– С 01.01.2010г. лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу и аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Безусловно, в Федеральном законе № 307-ФЗ от 30.12.2008г. «Об аудиторской деятельности» есть и другие положения, касающиеся принципов и механизмов саморегулирования аудиторской деятельности, а также порядка перехода с лицензирования на саморегулирование, однако перечисленные выше, на мой взгляд, являются наиболее существенными.
Какие строительно-монтажные работы может выпонять Управляющая компания в рамках 185-ФЗ, при ремонте объектов ЖКХ, с привлечением юридических и физических лиц, не имеющих лицензий и допусков от СРО?
Марк,
эти привлеченные юридические и физические лица без лицензий и допусков СРО смогут выполнять только какие-то мелкие работы, не оказывающие влияние на безопасность.
Иными словами, по предложенной Вами схеме, Вы ничего серьезного в рамках закона 185-ФЗ сделать не сможете.
Надеюсь саморегулируемые организации обеспечат должный контроль качества аудиторских услуг