Сегодня встречался со своим научным руководителем. По результатам беседы окончательно определился с темой своего диссертационного исследования…
Диссертация будет посвящена такой правовой конструкции, как фискальный рескрипт (revenue, private, tax ruling и т.п.). А если быть точнее, то становлению этой конструкции в российском налоговом праве.
Вообще, возможность предварительного налогового контроля существует в большинстве правовых систем мира (это случай предварительного согласования налогово-правовой квалификации налоговых последствий для планируемых сделок, операций).
В мировой практике есть и более либеральные конструкции, когда с налоговой администрацией заключается сделка по поводу размера налоговых обязательств, которые возникнут после совершения сделки (после завершения операций).
Поэтому в будущем в моем блоге должны появиться статьи и сообщения, посвященные фискальному рескрипту и всему, что с этим связано.
Любопытно, такой конструкт применим к сделкам, затрагивающим права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и средства индивидуализации?
Пока мне видилось только хеджирование рисков по незадокументированным правам в виде:
1) обязательного страхования гражданской ответственности продавцов и производителей объектов с добавленной нематериальной стоимостью
2) введения обязательной принудительной лицензии в виде вмененного адресного негосударственного налога (по аналогии с ЕСНом) на серийные однородные объекты, содержащие РИД.
Безусловно, сделки, затрагивающие права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации не должны быть исключением при применении фискального рескрипта в том или ином его виде.
Мне в данном контексте было бы очень кстати обоснование правомерности введения параллели между РИДами и налогами по аналогии ЕСН-авторское право на вознаграждение…
“…проблему собираемости авторских вознаграждений (а не бесконечные иски о нарушениях бесчисленных прав) следует решать путем объединения с уже давно созданной и существующей государственной налоговой системой в процессе сбора маркированного налога с продаж товаров с добавленной нематериальной стоимостью (ДНС). ”
http://bablaw.livejournal.com/1126.html
Bablaw, может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что Вы мой пост неправильно поняли.
Фискальный рескрипт – это не налог и даже не нечто похожее на нолог. Это РАЗЪЯСНЕНИЕ налоговой администрации порядка применения налогового закона.
Поэтому фискальный рескрипт к “РИДам” непосредственного отношения не имеет.
Да, пожалуй, я рано обрадовался…
Я грешным делом подумал, что это “предварительная декларация”, согласованная с ФНС во избежание всяких там статей 169 ГК и прочих “уклонений от уплаты”…
И планировал отпараллелить с уплатой прочих видов добавленной нематериальной стоимости, помимо налогов…
А так – это нечто вроде письма минфина или ФТСа… Которое вроде как не закон, а их точка зрения…
Так вроде они и так их пишуть? Что тут нового то может быть?
Меня как раз вдохновила та самая более либеральная тема:
“когда с налоговой администрацией заключается сделка по поводу размера налоговых обязательств, которые возникнут после совершения сделки (после завершения операций).”
По сути очень напоминает принцип обществ по коллективному управлению (ГК 1242-1245)… Но в исполнении налоговой, что мне и близко…
Ну да, это что-то вроде письма ФНС, только несколько иного статуса… Его (письмо) можно получить до совершения операции (операций) и после их совершения налоговая администрация не сможет изменять налогово-правовую квалификацию, изложенную в этом письме.
А когда я писал про сделки с налоговой администрацией по поводу размера налоговых обящательств, я имел ввиду опыт иностранных правовых систем. И имел ввиду, что развитие института фискального рескрипта может идти в нашей правовой системе через заимствование этого иностранного опыта.
Интересно пишете, жизненно. Все-таки, для того, чтобы делать по-настоящему интересный блог, нужно не только просто рассказывать о чем-то, но и делать это в интересной форме:)
Спасибо
Интересно. Автору, как говорится, респект и уважуха.
Евгений,совсем недавно задумалась над институтом фискального рескрипта. Вы изучили данную проблематику, скажите, задумывались ли Вы над вопросом наличия подобного института в области административных отношений в целом? Я исхожу из того, что налоговое право – разновидность административного. Интересно знать Ваше мнение: возможно ли законодательное закрепление подобного института в КоАП РФ?
Катерина,
не вижу ничего принципиально невозможного в введении данного института и в административном праве.
Но в налоговом праве этот институт, скажем так, более целесообразен, более ценен, поскольку там длиннее сроки.
Пример: налогоплательщик получает разъяснение по какой-то типовой операции, которая повторяется у него изо дня в день. Такое разъяснение будет для налогоплательщика применимо в ходе выездной налоговой проверки к трем годам, предшествующим году назначения проверки, т.е. будет применяться для квалификации операций, имевших место на протяжении четырех лет.
В административном праве, насколько я знаю, сроки давности для привлечения к ответственности существенно короче.
Вместе с тем, при изучении литературы я не встречал отдельных исследований, посвященных институту, аналогичному фискальному рескрипту, но только в административном праве. Возможно, плохо искал…
Спасибо, за ответ.
Да, сроки давности в КоАП значительно короче.Это то больше всего и “смущает”.
При изучении проблемы целесообразности объединения норм по налоговым правонарушениям, встает вопрос и о фискальном рескрипте.
В научной литературе встретила мнение,что т.к. фискальный рескрипт – одно из оснований освобождения от ответственности, то при установлении схожего института в КоАП необходимо разрешить проблему диспропорции: нельзя освобождать от ответственности лиц, следовавших предписаниям налог.рескрипта, и не освобождать, к примеру, соблюдающих пожарный, санитарный рескрипт. Следует продумать формулировку, вносимую в КоАП РФ.
Меня это заинтересовало.