Об ответственности водителя за использование мобильного телефона в движении

До недавнего времени думал, что состав административного правонарушения, закрепленный в ст.12.36.1 КоАП РФ, на практике работает достаточно ограниченно, а именно – привлекают к ответственности только тех водителей, которые разговаривает по мобильному телефону без гарнитуры или специального устройства в автомобиле. Такому выводу способствовала и “текстовка” соответствующей статьи КоАП РФ:

Статья 12.36.1. Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства
Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, –
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

В законе говориться о пользовании, которое представляет собой “ведение переговоров”. Вроде как пользование twitter, фотокамерой телефона и тому подобная активность не попадает под описание объективной стороны правонарушения. Хотя, безусловно, было бы разумным и такое использование запрещать, поскольку оно отвлекает от дороги и не сказывается позитивно на безопасности.

Однако все корректирует судебная практика. Вот, например, выдержка из Решения Свердловского областного суда от 26.01.2016 по делу № 72-84/2016 (данным решение было оставлено в силе решение судьи Североуральского городского округа Свердловской области от 03.11.2015):

В соответствии с п. 2.7 Правил дорожного движения водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, однако В. эти требования Правил дорожного движения не выполнил.

Обстоятельства совершения В. правонарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, который отвечает требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подтверждаются рапортом начальника ОГИБДД Б., из которого следует, что 11 сентября 2015 года В. при управлении служебным автобусом, использовал мобильный телефон (производил видеосъемку), утратив контроль за дорожным движением.

Довод жалобы о том, что в Правилах дорожного движения не содержится запрета на ведение видеосъемки мобильным телефоном, являются несостоятельным, поскольку использование телефона во время движения транспортного средства водителем, понимается его использование для любых целей, которое снижает внимание водителя и мешает управлять транспортным средством, что приводит к риску совершения дорожно-транспортного происшествия.

Налицо расширительное толкование (с целесообразностью такого подхода в данном конкретном случае трудно поспорит), однако встает вопрос о пределах такого расширительного толкования.

Например, если кто-то будет видеосъемку вести не телефоном (с использованием встроенной камеры), а цифровым фотоаппаратом – возможно ли привлечение к ответственности? Тоже ведь создает опасность и по сути ничем не отличается от съемки внутренней камерой телефона… “Смутит” ли суд в такой ситуации то обстоятельство, что ст.12.36.1 КоАП РФ “говорит” исключительно про “телефоны” и ничего не упоминает про “фотоаппараты”. Вопросы в целом риторические и скорее обращены к законодателю, который допускает такие пробелы и вынуждает суды, по сути, выносить решения в некотором противоречии с законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.