Этой весной зачастили новости о международной активности в вопросе международного сотрудничества налоговых служб (см. “В Амстердаме обсуждаются вопросы обмена налоговой информацией“, “Восьмое заседание Форума по налоговому администрированию (FTA) ОЭСР“). В первую очередь, это касается вопроса обмена налоговой информацией.
Похоже, за вопрос решили взяться серьезно, поскольку с приветственным словом к заседанию FTA обратился В.В. Путин и упомянул в нем вопрос обмена налоговой информацией, сказав, что принято решение осуществлять данные процедуры.
Что это означает с практической точки зрения? Предполагаю, что:
1. Скоро будет ратифицирована Совместная Конвенция Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи в налоговых делах (Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters).
2. В ближайший год-два в НК РФ будут внесены изменения, регламентирующие некоторые вопросы обмена налоговой информацией.
3. В ФНС России появится специализированное подразделение, которое будет осуществлять процедуры обмена налоговой информацией (возможно, в региональных подразделениях ФНС России также появятся соответствующие подразделения).
Кому стоит принять это к сведению и начать “обсчитывать” свои риски? Скорее всего, в первую очередь это коснется тех, кто занимается грубой налоговой оптимизацией, уклонением от уплаты налогов “на грани фола” и тех, кто уходил от доначислений и ответственности как раз за счет отсутствия соответствующего обмена налоговой информацией. Иными словами, те, претензии к которым российские налоговики просто-напросто не могут обосновать из-за отсутствия доказательственной базы.