О применении статей 6,7,14 Европейской Конвенции, статьи 4 Протокола 7 Европейской Конвенции по делам о рецидиве преступлений

Автор: | 04.02.2012

(разъяснение от юридической консультации «Право-законЪ», сайт http://pravo-zakon.jimdo.com, форум http://pravo-zakon.ucoz.ru)

Уголовный кодекс РФ устанавливает, что лицо, осужденное за совершение преступления считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (часть 1 статьи 86 УК РФ). Момент погашения (снятия) судимости не совпадает с моментом отбытия наказания осужденным; состояние судимости продолжается и после отбытия наказания в течении определенного срока (часть 3 статьи 86 УК РФ), в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Именно в этом состоит содержание судимости как специфического уголовно-правового явления.

Наличие судимости по приговору суда порождает особые уголовно-правовые отношения с государством (Россией): при совершении новых преступлений судимость служит основанием для дополнительных уголовно-правовых обременений. Судимость явилась необходимым условием признания совершенных преступлений рецидивом.

Объясняется это тем, что совершение нового преступления в установленный законом срок после отбытия наказания, свидетельствует о «повышенной опасности такой личности», что уже само по себе повышает степень общественной опасности последующего преступного поведения и поэтому предполагает применение более строгих мер уголовной ответственности и наказания (части 1 и 5 статьи 18, часть 1 статьи 63 УК РФ). Судимость как качественная уголовно-правовая характеристика «состояния личности», повышая степень общественной опасности поведения? существенно влияет на усиление наказания, ужесточая тем самым уголовную политику и практику.

Таким образом, согласно уголовно-правовой доктрине и положениям УК РФ, лицо, отбыв наказание по приговору суда, искупив свою вину, продолжает находиться под подозрением в возможности совершения нового преступления. Это подозрение является публичным «клеймом» государства. Судимость, как своеобразный уголовно-правовой испытательный срок для лица, отбывшего наказание, по существу, означает превентивное, продолжающееся уголовное наказание, которое становится дополнительным наказанием в случае совершения нового преступления.

Судимость как явление «объективного» и «субъективного» уголовного права – аморальна, противоречит принципам права, справедливости и гуманизма.

В УК РФ относительно судимости имеется внутренне противоречие. С одной стороны, лицо, совершившее преступление, но освобожденное от наказания, является несудимым (часть 2 статьи 86 УК РФ). С другой стороны, лицо, отбывшее наказание, и, следовательно, искупившее свои вину, продолжает считаться судимым.

Нельзя согласиться с характеристикой судимости («прежней судимости») как фактора, определяющего повышенную общественную опасность лица, отбывшего наказания и совершенного им нового преступления. Лицо не может нести бремя дополнительных ограничений прав и свобод в результате того, что оно отбыло наказание за совершенное преступление, равно как предыдущее преступление, уже погашенное отбытием наказания за него, не может влиять на уголовно-правовую оценку последующего неправомерного поведения, характер и степень его общественной опасности.

Использование судимости при квалификации преступления как рецидива и при определении меры наказания за новое преступление может порождать ситуации, что отбытое наказание за совершенное преступление учитывается дважды, если иметь ввиду буквальный смысл положений УК РФ о том, что судимость «учитывается при рецидиве преступления и при назначении наказания». Следовательно, предусматривая судимость как специфическое уголовно-правовое явление и как институт уголовного права, УК РФ вступает в противоречие с общеправовым принципом «non bis in idem», закрепленным в положениях статьи 4 протокола 7 Конвенции.

В этом контексте учет прошлой судимости при полном отбытии наказания по приговору суда незаконно и несправедливо используeтся в целях назначения более строгого и сурового наказания за новые преступления при постановлении нового приговора суда.

По мнению Европейского суда, статья 14 Конвенции запрещает дискриминацию на основании личных особенностей личности (статуса), которые отличают группы людей друг от друга. Лицо, имеющее судимость, к которому был применен рецидив преступлений, подвергается дискриминации по признаку наличия судимости.

03.02.2012 г. Ярослав Михайлов (юридическая консультация «Право-законЪ»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.