В прошедшую пятницу (03.06.2011) «Российская газета» опубликовала утвержденный Минюстом России Приказ Минфина России от 25.04.2011 №50н «Об утверждении порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи» вместе с соответствующим порядком.
С принятием данного акта российская налоговая система вплотную приблизилась к практической реализации соответствующего электронного документооборота, предусмотренного п.9 ст.169 НК РФ (после внесения в данную статью соответствующих изменений еще в прошлом году).
Осталось только дождаться утверждения ФНС РФ форматов электронных счетов-фактур, соответствующих журналов учета выставленных и полученных электронных счетов-фактур, а также книг покупок и книг продаж в электронном виде.
По всей видимости, будут также утверждены какие-то регламенты по взаимодействию с операторами электронного документооборота, а также иные процедурные документы по работе с электронными счетами-фактурами, однако уже сейчас из упомянутого Приказа Минфина России можно получить общее представление о будущем документообороте.
Итак, ключевые моменты данного документооборота:
- Обмен счетами-фактурами с ЭЦП будет осуществляться через «Операторов электронного документооборота» (здесь, возможно, будет даже конкуренция, что позволит налогоплательщикам выбирать операторов с наиболее приемлемыми ценами).
- При выставлении и получении счетов-фактур с ЭЦП необходимо пользоваться средствами криптографической защиты информации, совместимыми со средствами, используемыми Федеральной налоговой службой.
- Сертификаты ЭЦП могут выдаваться только теми удостоверяющими центрами, которые входят в сеть доверенных удостоверяющих центров ФНС.
- Дата выставления счета-фактуры – дата поступления файла счета-фактуры Оператору электронного документооборота, указанная в соответствующем подтверждении Оператора.
- Дата получения счета-фактуры – дата направления покупателю Оператором электронного документооборота файла счета-фактуры, указанная в подтверждении Оператора.
- Для участия в электронном документообороте продавцу (покупателю) необходимо: а) получить сертификаты ключей подписи; б) оформить и представить Оператору электронного документооборота заявление об участии в электронном документообороте счетов-фактур; в) получить у Оператора электронного документооборота идентификатор участника электронного документооборота, реквизиты доступа и другие данные.
- Порядок действий продавца по выставлению счета-фактуры: формирует файл счета-фактуры -> проверяет действительность ЭЦП -> подписывает счет-фактуру ЭЦП -> зашифровывает счет-фактуру (при необходимости) -> направляет файл счета-фактуры покупателю через Оператора электронного документооборота -> сохраняет подписанный счет-фактуру в электронном виде.
- Регламентирован порядок действий Оператора электронного документооборота при получении счета-фактуры от продавца и по передаче данного счета-фактуры покупателю.
- Предусмотрен случай, когда покупатель и продавец заключили договоры с разными Операторами электронного документооборота.
- Регламентирован порядок уточнения счета-фактуры (например, в связи с ошибкой, допущенной при первоначальном выставлении документа).
Наконец, такими темпами через несколько лет все в интернете узакониться
Странный документ. Особо бросается в глаза, что он уничтожает все приемущества электронного документооборота. Так же встает вопрос об ответственности оператора за разглашение информации о контрагентах и объемах документооборота между участниками.
Ну и наконец он противоречит “духу” нового закона об электронной подписи от 6 апреля 2011 N 63-ФЗ, например статье 6. Говорю о “духе” потому что в законе есть многочисленные ссылки на другие законы и насколько я понимаю коллизий нет.
Что значит “уничтожает преимущества электронного документооборота”? Вовсе нет.
Чем больше компаний в России поддержит электронные счета фактуры и перейдут на электронный обмен, тем вероятнее их использование в работе в скором времени. А это по любому значит упрощение сотрудничества и сокращение сроков исполнения обязательств т.к. вся финансовая документация будет оформляться быстрее.
Наоборот, любой крупный оператор гарантирует сохранность и своевременную доставку документов, а также конфиденциальность информации. По крайней мере насчет Таксома, я уверен на все сто.
Еще важно, что при проверке налоговой или же во время отчетности совсем не обязательно предъявлять первичку, достаточно электронных версий с ЭЦП руководителя. Прогресс.