Транспортный налог заменят акцизами

Автор: | 28.05.2010

транспортный налогВице-премьер Сергей Иванов заявил, что Правительство РФ рассматривает возможность отмены с 2011 года транспортного налога.

Речь идет не о том, что владельцы транспортных средств не будут никаким образом дополнительно участвовать рублем в финансировании публичных расходов, а речь идет об изменении способа, которым эти деньги будут взиматься.

Дело в том, что одновременно с отменой транспортного налога авторы реформы намереваются увеличить акцизы на нефтепродукты. Предполагается, что дополнительные доходы, которые будут собраны за счет такого увеличения акцизов, будут поступать в дорожный фонд, создаваемый с 01 января следующего года для финансирования дорожного строительства.

На мой взгляд, такая реформа имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Но положительных моментов, очевидно, больше. Наверно именно поэтому подобный способ налогообложения владельцев транспортных средств и формирования фондов для дорожного строительства лежит в русле общемировой практики.

Положительные моменты:

1. В отличие от транспортного налога акциз будет уплачиваться в зависимости от количества потребленного топлива, что будет создавать ситуацию более справедливого распределения фискальной нагрузки: кто больше ездит, кто больше участвует в эксплуатации дорог, кто выбрасывает больше продуктов отработки топлива, тот и налогов больше платит.

2. Сокращается объем работы для налоговых органов: акцизы уже и сейчас собираются, а их повышение не вызовет необходимости увеличения штатов, но при этом появляется возможность либо сократить, либо перевести на другие участки работы сотрудников, занимавшихся администрированием транспортного налога.

3. Акцизы, по сравнению с транспортным налогом, характеризуются большим уровнем собираемости, поэтому есть надежда, что пополняемость фондов публичных финансов улучшится.

4. Предприятиям надо будет на одну декларацию меньше сдавать, а граждане освободятся от необходимости с требованием об уплате транспортного налога появляться в банковских учреждениях.

Отрицательные моменты:

1. Очередной раз “подрезается” финансовая основа (база) регионов и сокращаются их полномочия и возможности по ее формированию: акцизы, в отличие от транспортного налога, – федеральный налог, т.е. его ставки полностью зависят от Российской Федерации, а налоговые доходы,  получаемые от его сбора, судя по заявлению вице-премьера, будут поступать в дорожный фонд, а не в бюджеты субъектов РФ.

2. Исчезнет возможность предоставлять льготы финансово незащищенным категориям населения: сейчас некоторые граждане плятят транспортный налог по пониженным ставкам. В будущем, очевидно, пониженных цен на бензин и солярку для них установлено не будет.

Ну и остается непонятным вопрос, касающийся того, как будет распределяться планируемый к созданию дорожный фонд между регионами. Не получится ли так, что он будет “пилиться” между столичными чиновниками и подрядчиками, а  за счет того, что останется, будут строиться дороги вокруг Москвы, но при этом в дорожный фонд будут “скидываться” автомобилисты всей России неопсредственно, а остальные жители России – опосредованно черз цену товаров, работ и услуг, в себестоимости которых есть транспортная (топливаная) составляющая?..

Транспортный налог заменят акцизами: 1 комментарий

  1. Налогоплательщик Юл

    Правительственные эксперты, которые готовят так называемую стратегию-2020 предлагают через десять лет отказаться от строительства платных автомобильных дорог, а все ныне существующие транспортные сборы заменить единым налогом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.