Отдаем ведение учета на аутсорсинг

Автор: | 22.12.2010

аутсорсинг бухгалтерского учета“За всем уследить невозможно, всю работу на себя не взвалить: как в силу ограниченности по времени, так и в силу недостатка квалификации в некоторых аспектах, а учетная работа и подготовка отчетности требуют постоянного скрупулезного подхода и профессионализма”, – вероятно именно такими соображениями руководствуются собственники и директора малых и средних компаний, когда отдают ведение бухгалтерского и налогового учётов на аутсорсинг.

Помимо указанного организационного основания, для передачи учетной работы на аутсорсинг имеется также и правовое основание. Так, ФЗ “О бухгалтерском учете” (от 21.11.1996 № 129-ФЗ) в пп. “г” п.2 ст.6 указывает, что руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы “передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту”. Кроме того, правило налогового учета по налогу на прибыль организаций, закрепленное в пп.36 п.1 ст.264 НК РФ, предусматривает право налогоплательщика включать в число прочих расходов, связанных с производством и реализацией, “расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями”.

Однако у такой организации ведения учетной работы есть, как мне кажется, недостаток – конкретные люди, осуществляющие непосредственную деятельность (работающие с документами, регистрами и отчетностью), не находятся в трудовых отношениях с организацией, учет которой ведут, а это существенно ограничивает возможность для контроля за ними, оперативного взаимодействия с ними и влияния на них путем поощрения или привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности. В таких условиях для достижения максимального эффекта и исключения различных будущих недоразумений, натяжек и рисков необходимо учесть два момента:

Во-первых, внимательно подойти к выбору компании, которая будет аутсорсером (в данном случае аутсорсер – бухгалтерская фирма). Для этого следует изучить историю работы этой компании, отзывы клиентов (бывших и текущих), наличие внутренних стандартов, квалификацию штата компании и т.п..

Во-вторых, подойти внимательно к определению условий договора с будущим аутсорсером:
– четко определить предмет договора (лишних подробностей в данном вопросе нет, т.е. предмет необходимо очертить максимально полно: как будет осуществляться бухгалтерское сопровождение, что помимо этого будут включать в себя услуги аутсорсера);
– детализировать документооборот (кто, когда, в какие сроки что передает; при необходимости можно даже в качестве приложения к договору утвердить график документооборота);
– определить ответственность аутсорсера за сохранность документов, за своевременность подготовки необходимых отчетов и деклараций и своевременность представления этих документов адресатам (т.е. четко установить в каком случае и в какой форме наступает ответственность);
– оговорить гарантию участия аутсорсера в налоговых и прочих проверках, а также в рассмотрении споров с государственными органами (все это по запросу клиента) даже в том случае, если на момент проверки договор с ним не будет действовать, но проверять будут тот период, когда аутсорсер вел учет у клиента (в данной части можно определить платность данных действий);
– установить правила переходного периода на случай, если клиент решит создать собственную бухгалтерскую службу или сменить аутсорсера;
– ну и конечно же необходимо определить прочие условия, существенные (или как минимум важные) для любого договора оказания услуг: срок оказания услуг, цена услуг и т.д. и т.п.

В целом, данная форма организации бухгалтерского учета распространена в мире и при ее использовании можно получить как экономию на расходах по ведению учета, так и снизить риски ошибки бухгалтера, поскольку привлекается компания, которая имеет в штате квалифицированных работников, специализирующихся на различных аспектах бухгалтерского учета и налогообложения.

Отдаем ведение учета на аутсорсинг: 1 комментарий

  1. Светлана

    Поддерживаю автора, передача части функций бухгалтерии на аутсорсинг довольно выгодно предприятию. Нам такую услугу оказывает BDO Unicon Outsourcing, сотрудничаем второй год, удобно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.