Юридический интернет-журнал, серьезный и не очень


“Домашний арест” как вид уголовного наказания

комментариев 12

домашний арест - ограничение свободыВ конце прошлого года Президент подписал принятый Государственной Думой Федеральный закон, вносящий изменения в ряд законодательных актов в связи с введением в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде ограничения свободы (Федеральный закон от 27.12.2009 № 377-ФЗ). Сегодня (10.01.2010) этот Закон окончательно вступает в силу.

Суть Закона проста – в действие вводится такой вид наказания, как ограничение свободы. На самом деле в Уголовном кодексе РФ оно было закреплено (продекларировано) еще в 1996 году, но по ряду причин (я думаю, что организационного и финансового характера) это наказание не вводилось в действие, хотя его необходимость давно назрела.

С “легкой руки” журналистов в обиход вошло неформальное наименование данного вида уголовного наказания – “домашний арест”. У них (журналистов) принято всех вводить в заблуждение. Они “приговоры” называют “вердиктами”, путают “граждан” и “подданных” и т.д. и т.п.

Так вот, народ наслушавшись и начитавшись о введении с сегодняшнего дня “домашнего ареста”, помчался в Интернет за подробностями. Вполне логичен их поисковый запрос: “домашний арест”, – только он ведет не на статьи об ограничении свободы, а на статьи о такой мере пресечения, как домашний арест.  Для Юридического блога это выразилось в наплыве посетителей на статью “Домашний арест“. По комментам к статье очень наглядно видно, что народ, благодаря журналистам, считает меры пресечения и виды уголовного наказания одним и тем же. Попробуем различить их.

Итак, о домашнем аресте как мере пресечения можно прочитать в статье, ссылка на которую размещена мною чуть выше.

Теперь об ограничении свободы, как виде уголовного наказания:

1. Стья 53 УК РФ устанавливает общие характеристики данного вида наказания, а также основания его назначения:

Статья 53. Ограничение свободы

1. Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

2. Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

3. В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

4. Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

5. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

6. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

2. В соответствии со ст.88 УК РФ устанавливаются особенности для несовершеннолетних:

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

3. Уклонение от отбывания ограничения свободы является теперь преступлением:

Статья 314. Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы

1. Злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания – наказывается лишением свободы на срок до одного года.

2. Невозвращение в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, по истечении срока выезда либо неявка в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки – наказывается лишением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, наступает в случае, когда ограничение свободы назначено лицу в качестве дополнительного наказания.

4. Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы устанавливается УИК РФ:

Статья 47.1. Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы

1. Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция.

2. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

3. Осужденный, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, и осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета. Администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание о выезде к месту жительства с указанием маршрута следования и времени явки в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет, о чем незамедлительно уведомляет указанную уголовно-исполнительную инспекцию в письменной форме.

4. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.

5. Уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.

6. Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.

5. Порядок исчисления срок ограничения свободы:

Статья 49. Исчисление срока ограничения свободы

1. Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией.

2. В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день.

3. В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин.

6. Порядок отбывания ограничения свободы:

Статья 50. Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы

1. Наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства.

2. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания.

3. В случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осужденный обязан не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учебы уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию.

7. Что делает уголовно-исполнительная инспекция при ограничении свободы:

Статья 54. Обязанности уголовно-исполнительной инспекции

1. Уголовно-исполнительная инспекция ведет учет осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания, оказывает осужденным помощь в трудоустройстве, проводит с ними воспитательную работу, применяет установленные законом меры поощрения и взыскания, вносит в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

2. Порядок исполнения обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, определяется настоящим Кодексом, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

8. При ограничении свободы можно и поощрения получить:

Статья 57. Меры поощрения, применяемые к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы

За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе уголовно-исполнительная инспекция может применять к осужденным следующие меры поощрения:

а) благодарность;

б) досрочное снятие ранее наложенного взыскания;

в) разрешение на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней;

г) разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования.

9. А могут и наказать:

Статья 58. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания

1. Нарушениями порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы являются:

а) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно- исполнительную инспекцию для постановки на учет;

б) несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений;

в) неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;

г) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно- исполнительную инспекцию для регистрации;

д) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;

е) невыполнение осужденным требования, указанного в части третьей статьи 50 настоящего Кодекса.

2. За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в части первой настоящей статьи, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.

3. В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно- исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление.

4. Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается:

а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;

б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;

в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;

г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в части третьей статьи 47.1 настоящего Кодекса.

5. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Осужденный, место нахождения которого неизвестно, объявляется в розыск и подлежит задержанию органами внутренних дел на срок до 48 часов в целях решения вопросов, предусмотренных частью пятой настоящей статьи. Указанный срок может быть продлен судом до 30 суток.

7. После задержания осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве основного вида наказания или избрано в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, суд в соответствии со статьей 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене ограничения свободы лишением свободы в соответствии со статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации.

10. Надзор за лицами, отбывающими наказание в виде ограничения свободы:

Статья 60. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы

1. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.

3. Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Вкратце написать не получилось – из-за своей посленовогодней лени я решил обойтись цитатами, но резюме все-таки своими словами сделаю:

Домашний арест – это мера пресечения, которая применяется в ходе проведения предварительного следствия и рассмотрения уголовного дела в суде в целях обеспечения присутствия обвиняемого (подсудимого) на всех стадиях и ограничения его воздействия на других участников уголовного процесса.

Ограничение свободы – это вид наказания. Его назначают в том случае, если подсудимый был признан виновным в совершении преступления, в целях общей и частной превенции, а ткже исправления осужденного и восстановления социальной справедливости.

Домашний арест и ограничение свободы различаются как по содержанию и целям, так и по субъектам, которые их назначают и обеспечивают. Знак “равно” между ними может появиться только у журналистов.

Ну а в целом, надо сказать, что появление и домашнего ареста, и введение ограничения свободы – это большой шаг вперед в деле либерализаци нашей судебной и пеницитарной системы, котрый позволит отделить лиц, впервые совершивших преступление, от кадровых криминальных элементов. Надеюсь, что суды уже с завтрашнего дня примут к исполнению новый закон и начнут назначать ограничение свободы в качестве основного и дополнительного наказаний, а уголовно-исполнительная система эффективно справится с новой нагрузкой.

Автор: Евгений

Январь 10th, 2010 в 5:31 пп

12 комментариев к '“Домашний арест” как вид уголовного наказания'

Подпишитесь на комментарии через RSS

  1. Да, мне тоже хотелось бы надеяться что российские суды незамедлительно примут к исполнению новый закон по ограничению свободы в качестве основного и дополнительного наказаний.
    Ведь чаще бывает, что законодательная норма существует, а вот применять на практике её не спешат.

  2. Ну судей тоже можно понять – крепко за свое место держатся.
    Десять раз по сторонам посмотрят, прежде чем первыми применить закон.

    Евгений

    11 Янв 10 at 23:16

  3. Судьи не только смотрят по сторонам, но и в карман. Как говорил мой преподаватель по криминологии бывший начальник милиции. Сперва они дают деньги, чтобы получить место судьи, а потом ведь нужно получить свои деньги обратно, но без процентов это не обходится. И вот место коррупции. Но конечно не все, но бывают и такие.

    Ахмед

    13 Янв 10 at 21:17

  4. на мой взгляд, для многих людей такой вид наказания как доашний арест покажется несущественным.

    Genuha

    29 Янв 10 at 20:34

  5. Вот недавно прочитала, что одному перцу за кражу нескольких куриц из чужого курятника дали 3,5 года лишения свободы. Вполне можно было заменить домашним арестом.

    Olga

    30 Янв 10 at 13:06

  6. спасибо за подробную информацию. журналисты хоть и назвали новое ограничение свободы “домашним арестом”, однако, мне больше кажется, что обновленный вид наказания больше схож с лишением свободы условно, даже исполнять го будут те же органы, т.е. УИИ

    препод

    19 Фев 10 at 20:13

  7. препод,
    действительно, схожесть есть, однако при домашнем аресте свобода ограничена существеннее, а контроль на порядок жестче.
    Если есть какие-то вопросы (или появятся) по новациям в нашем законодательстве – задавайте и я постараюсь подготовить обзор.
    Кстати, что преподаете?

    Евгений

    19 Фев 10 at 20:56

  8. преподаю уголовное право, криминологию и уголовно-исполнительное право. спасибо за отличную подборку законодательства. А по поводу ограничения свободы следует еще задуматься над вопросом где столько денег взять на то, чтобы это наказание исполнять. если его будут исполнять с помощью УИИ, то видимо нужно расширять щтаты, если с помощью эл. браслетов – опять-таки много денег нужно. Мне кажется, что не скоро в реальности данный вид наказания мы увидим.

    препод

    26 Фев 10 at 20:34

  9. Главное, что начали како-то движение, а то у нас ограничение свободы было в УК РФ продекларировано еще в 1996 году… чтобы воплотить это наказание в жизнь понадобилось более 10 лет.

    Ну про “хорошую подборку законодательства” – Вы польстили мне. Я ж просто процитировал положение УИК РФ по подвопросам и все, в другие нормативные акты особо не лез.

    препод, если у Вас появится желание, то можете какую-нибудь свою публикацию на Юридическом блоге разместить: очерк, обзор практики, анализ какого-нибудь решения или приговора и т.п.

    Евгений

    26 Фев 10 at 22:13

  10. с удовольствием размещу статейку, собираюсь написать свои соображения по огранчению свободы. если хотите могу закинуть статью о ППВС в контексте того, чем они являются источником права или нет. Только я в этом полный профан как это сделать подскажите. Можете просто по электронке.

    препод

    5 Мар 10 at 13:54

  11. Давайте так, я сейчас Вам отпишусь по электронной почте – там будут подробности.

    Евгений

    5 Мар 10 at 20:20

  12. В статье сказано, что срок исполнения наказания наступает со дня постановки на учет. Вопрос- как быть если из-за нашей бюрократии документы в надзор пришли через 4 месяца? Получается, что это время вообще не учитывается?

    Елена

    12 Ноя 13 at 10:33

Оставьте комментарий:

Политика конфиденциальности сайта.

error: Content is protected !!