Бюджетные (муниципальные) гарантии

Автор: | 11.09.2008

Бюджетные (муниципальные) гарантии

… последующий текст – обзор правового регулирования отношений, связанных с предоставлением и исполнением бюджетных (муниципальных) гарантий.

Общие положения.

Бюджетное законодательство содержит следующее определение муниципальной гарантии: вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром (ст.6 БК РФ).

В соответствии с действующим законодательством участниками данных правоотношений являются:
Гарант – лицо, которое предоставляет гарантию (в данном случае – это муниципальное образование);
Принципал – лицо, чьи обязательства перед бенефициаром обеспечиваются гарантией;
Бенефициар – лицо, чьи права по отношению к принципалу обеспечиваются гарантией.

Суть муниципальной гарантии.
Гарант по муниципальной гарантиинесет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству (с 01.01.2008 муниципальная гарантия может предусматривать солидарную ответственность).
Предусмотренное муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии.
Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ (ст.115 БК РФ). Однако с 01.01.2008 муниципальная гарантия может предусматривать, что уплата гарантом бенефициару по муниципальной гарантии денежных сумм не влечет возникновения у него права требования к принципалу на возмещение этих сумм (не влечет возникновения регрессного требования).

Правовое регулирование муниципальных гарантий.

Так как в отношения по обеспечению исполнения гражданско-правовых обязательств вовлекается публичное образование с его финансовыми фондами, то правовое регулирование предоставления и исполнения муниципальной гарантии осуществляется как нормами гражданского права (для него это способ обеспечения обязательств, который не предусмотрен ГК РФ (ст.329 ГК РФ)), так и бюджетного права.
Ввиду отсутствия детального правового регулирования муниципальных гарантий (и вообще бюджетных гарантий) на уровне федеральных законов, а также нормативных актов субъектов РФ, муниципальные образования принимают дополнительные нормативные акты, которые определяют процедурные вопросы и иногда устанавливают дополнительные требования для получателей муниципальных гарантий.
Таким образом, основными нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление и исполнение муниципальных гарантий, являются:
– Гражданский кодекс РФ;
– Бюджетный кодекс РФ;
– Устав соответствующего муниципального образования и положение о соответствующем органе муниципального образования, выдающем гарантию;
– Положение о бюджетном процессе соответствующего муниципального образования (если такой акт принимается);
– Положение о предоставлении муниципальных гарантий соответствующего муниципального образования (если такой акт принимается);
– Решение о бюджете соответствующего муниципального образования на соответствующий год.

Связь муниципальных гарантий с бюджетным процессом.

Бюджетный процесс применительно к муниципальным образованиям – это регламентированная нормами права деятельность органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета, утверждению и исполнению бюджета, а также по контролю за его исполнением.

Муниципальные гарантии имеют непосредственную связь и с этой деятельностью:

На стадии составления и рассмотрения проекта бюджета:
– при внесении в представительный орган проекта решения о бюджете одновременно также представляется проект программы муниципальных гарантий на очередной финансовый год (если муниципальным образованием планируется представление таких гарантий);
– в проекте бюджета указываются предельные размеры обязательств по муниципальным гарантиям, а гарантии, размер которых превышает 0,01 процента расходов бюджета, непосредственно указываются в проекте.

На стадии утверждения и исполнения бюджета:
– органы исполнительной власти могут предоставлять муниципальные гарантии только в пределах, установленных решением о бюджете муниципального образования;

– проверка финансового состояния получателя муниципальной гарантии (принципала);

– проверка поручителей принципала (если таковые имеются);

– контроль за исполнением принципалом обязательств, обеспеченных гарантией;

– выполнение муниципальным образованием обязательств по гарантии (если наступают соответствующие обстоятельства);

– взыскание с принципала расходов гаранта, понесенных в результате исполнения обязательств по гарантии).

На стадии контроля за исполнением бюджета:
– контрольный орган представительного органа местного самоуправления может проверить не только исполнительный орган (соответствие его действий по выдаче муниципальных гарантий действующему законодательству и решению о бюджете), но также имеет право проверять получателя муниципальной гарантии (даже если это не бюджетная организация и не муниципальное унитарное предприятие);
– представительный орган контролирует исполнение бюджета при утверждении отчета об исполнении бюджета на соответствующий год.

Если возникает необходимость предоставить муниципальную гарантию в ходе выполнения уже принятого муниципального бюджета (в текущем году), тогда появляется необходимость внесения изменений в бюджет, которое осуществляет в форме принятия представительным органом местного самоуправления решения о внесении изменений в решение о бюджете на соответствующий год. Данное изменение вносится в соответствии с правилами бюджетного процесса.

Муниципальные гарантии и принцип сбалансированности бюджета.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ).
Данный принцип находит выражение в следующих правилах отражения муниципальных гарантий и их влияния на баланс бюджета:
– Выданные муниципальные гарантии включаются в муниципальный долг (ст.ст. 6, 100 БК РФ);
– Если исполнение гарантом муниципальной гарантии ведет к возникновению регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение такой гарантии учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета (ст.115 БК РФ);
– Если исполнение гарантом муниципальной гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение такой гарантии подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета (ст.115 БК РФ). В таком случае должны применяться правила аналогичные правилам о субсидии;
– Средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов (ст.115 БК РФ).

При этом решением представительного органа местного самоуправления о муниципальном бюджете на соответствующий год должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных муниципальных гарантий (ст.115.2 БК РФ).

Муниципальные гарантии и консолидированный бюджет субъекта РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ представляет собой бюджет этого субъекта РФ, а также свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
При этом самостоятельного определяющего правового значения консолидированный бюджет не имеет, а служит скорее статистическим целям.

Например, параметры консолидированного бюджета используются при расчете нормативов отчислений от налогов и сборов в местные бюджеты (ст. 58 БК РФ) или при определении расчетной бюджетной обеспеченности (ст.131 БК РФ).
Исходя из этих функций консолидированного бюджета, в целях прогнозирования и контроля внутри системы финансовых органов существует система отчетности об исполнении консолидированных бюджетов, в том числе финансовые органы субъекта РФ должны представлять в Минфин РФ отчеты об исполнении консолидированного бюджета соответствующего субъекта РФ.

Тем не менее, несмотря на взаимосвязь параметров бюджетов муниципальных образований и консолидированного бюджета РФ, при определении связи муниципальных гарантий, выданных муниципальным образованием, необходимо руководствоваться принципом самостоятельности бюджетов (ст.31 БК РФ). Данный принцип означает, среди прочего, что орган местного самоуправления должен самостоятельно обеспечивать сбалансированность своего бюджета, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс (за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ). Также необходимо руководствоваться тем, что предоставление муниципальных гарантий является бюджетным полномочиям непосредственно муниципального образования (ст. 9 БК РФ).
Таким образом, сам по себе факт того, что предоставление муниципальной гарантии повлияет на параметры консолидированного бюджета, не может служить основанием для отказа в рассмотрении вопроса о возможности предоставления такой гарантии.

Бюджетные ограничения на выдачу муниципальных гарантий.

Бюджетное законодательство устанавливает следующее ограничение на предоставление муниципальных гарантий: предельный объем муниципального долга не должен превышать объем доходов муниципального бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (ст.107 БК РФ) (с 01.01.2008 Бюджетный кодекс РФ вводит дополнительные ограничения. Например, субъект РФ получает право вводить дополнительные ограничения по муниципальному долгу, а также при расчете предельного размера муниципального долга не учитываются поступления от налогов в рамках дополнительных нормативов отчислений. Для «депрессивных» муниципальных образования устанавливаются дополнительные ограничения по размеру муниципального долга).

Поскольку обязательства по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием, включаются в объем муниципального долга (ст.100 БК РФ), постольку предоставление муниципальной гарантии становится невозможным, если вышеуказанный лимит конкретным муниципальным бюджетом уже превышен (за счет ранее полученных и не возвращенных кредитов, за счет ранее выданных гарантий и т.п.).

Условия предоставления муниципальных гарантий.

Действующее бюджетное законодательство устанавливает ряд условий, при соблюдении которых муниципальная гарантия может быть предоставлена:
1. Необходимо провести анализ финансового состояния принципала (получателя гарантии) – такой анализ проводит гарант;
2. Предоставление принципалом гаранту обеспечения исполнения его обязательств по удовлетворению регрессного требования в связи с исполнением гарантом гарантии полностью или ее части. При этом ст.93.2 БК РФ устанавливают требования к такому обеспечению. Это может быть:
– банковская гарантия;
– гарантия публично-правового образования;
– залог имущества не менее чем в 100% размере от обеспечиваемого обязательства (должна быть проведена оценка имущества, передаваемого в залог);
– поручительство юридических лиц (лица, которые будут поручителями, не должны иметь просроченной задолженности по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед бюджетом, а величина чистых активов таких лиц должна быть не менее трехкратной величины обязательства, за выполнение которого эти лица ручаются).  При этом финансовый орган муниципального образования получает право проводить проверку финансового состояния поручителя.
3. У принципала  (а также у его поручителей (гарантов)) должна отсутствовать просроченная задолженность по денежным обязательствам перед муниципальным образованием, задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, а также должны отсутствовать неурегулированные обязательства по ранее предоставленным государственным или муниципальным гарантиям.
Если муниципальное образование решит выдать гарантию без права последующего регрессного требования, то проведение анализа финансового состояния принципала, а также предоставление принципалом обеспечения не является обязательным.

Процедура предоставления муниципальных гарантий.

От имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете.
Местная администрация заключает договоры:
– о предоставлении муниципальной гарантии;
– об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии.
Детальное правовое регулирование процедуры предоставления муниципальной гарантии и заключения указанных договоров устанавливается муниципальными правовыми актами.

Последствия нарушения процедуры предоставления муниципальной гарантии и формы муниципальной гарантии.

Бюджетное законодательство прямо предусматривает правовые последствия нарушения формы муниципальной гарантии – ее ничтожность (п.3 ст.115 БК РФ).

Для нарушений процедуры предоставления гарантий такие установления отсутствуют, однако квалификацию таких нарушений содержит арбитражная практика, например:
– предоставление гарантии в размере, превышающем 0,01% расходов соответствующего бюджета при условии, что эта гарантия прямо не поименована в бюджете, влечет ее ничтожность (Постановление ВАС РФ от 22.06.2006 № 23, Постановление ФАС УО от 21.05.2007 N Ф09-2463/07-С5 по делу N А47-2988/06);
– невыполнение обязанности по проверке финансового состояния получателя гарантии не влечет недействительность самой гарантии (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 № 975/06).
– и др.

С 01.01.2008 БК РФ содержит более детальную регламентацию муниципальных гарантий, поэтому возможно в будущем признание со стороны суда нарушений этих новых правил основаниями для признания сделок по предоставлению муниципальных гарантий ничтожными со ссылкой на ст.168 ГК РФ (недействительность сделки не соответствующей закону или иным правовым актам).
В частности, возможно изменение арбитражной практики по отношению к случаями, когда муниципальные финансовые органы по каким-либо причинам не проводят анализ финансового состояния принципала.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства в части предоставления и исполнения муниципальных гарантий.

Специальной ответственности за нарушение бюджетного законодательства в части предоставления и исполнения муниципальных гарантий КоАП РФ, БК РФ, УК РФ не устанавливают. В связи с этим ответственность должностных лиц может наступать в том случае, если в ходе (в результате) предоставления и исполнения муниципальной гарантии совершаются другие правонарушения (имеются составы таких правонарушений). Например, нецелевое использование (расходование) бюджетных средств, злоупотребление должностными полномочиями, халатность и т.д.

Бюджетные (муниципальные) гарантии: 5 комментариев

  1. Евгений Автор записи

    Уважаемый, “юридические услуги”,
    и как то, что Вы написали про зарплаты бюджетников и преимущества на гос.службе, соотносится с муниципальными (бюджетными) гарантиями?

  2. Юридические услуги

    У бюджетников щас зарплата громадная… И вообще много преимуществ на гос. службе.

  3. Ольга

    Здравствуйте, “юридические услуги”, подскажите как выдавать муниципальную гарантию одному принципалу по трем целям гарантирования одновременно. На каждую цель отдельно, или можно одним договором на выдачу гарантии

  4. Евгений Автор записи

    Надо понимать, что в институте муниципальной гарантии сочетаются как элементы института бюджетного права, так и элементы гражданско-правовой сделки.

    С точки зрения бюджетного законодательства необходимо соблюсти все требования по принятию муниципальным образованием на себя обязательств гаранта. Исходя из этого, все должно быть структурировано в соответствии с БК РФ.
    С другой стороны, необходимо отталкиваться от того, что договор о предоставлении муниципальной гарантии в целом подчиняется общим принципам гражданского законодательства и в этом смысле можно конструировать разные варианты: (1) несколько муниципальных гарантий в одном договоре, (2) одна гарантия но с многосоставной целью, (3) несколько бенефициаров по одной гарантии, (4) что-то иное.

    Если Вашу фразу “…как выдать муниципальную гарантию одному принципала по трем целям гарантирования одновременно?” интерпретировать как желание выдать гарантию со сложносоставной целью, то это МОЖНО. Если интерпретировать как гарантию, в которой несколько бенефициаров, то, наверно, лучше выдать под каждого бенефициара отдельную гарантию, однако можно помыслить это и в рамках одной гарантии.
    В Вашем вопросе слишком мало информации, чтобы что-то конкретное рекомендовать. Попробуйте проконсультироваться с юристом муниципалитета, которому покажете документы, связанные с ситуацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.